Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – важнейшая задача, стоящая перед учениками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Профессиональное самоопределение – процесс и результат:
1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, внутренних стремлений, смыслов и внешних вызовов – смысловая сторона профессионального самоопределения;
2) овладения необходимым для этого инструментарием (знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями) – инструментальная сторона профессионального самоопределения.
Форматы профориентационной работы:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- воспитательная работа;
- дополнительное образование;
- профессиональное обучение;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
- 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
- 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики;
- 8-9 классы: групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; профессиональное самопознание;
- 10-11 классы: коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Нормативно-правовая база:
- Перечень поручений Президента РФ.
- Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.
- Распоряжение Правительства Саратовской области от 26 марта 2014 года №42-Пр «О развитии системы профориентации молодежи в Саратовской области».
- Распоряжение Правительства Саратовской области от 8 июня 2021 года № 152-Пр «О внесении изменений в распоряжение Правительства Саратовской области от 26 марта 2014 года № 42-Пр».
- Постановление Правительства Саратовской области от 15 марта 2021 года №161-П «О Координационном совете по развитию кадрового потенциала Саратовской области».
- Распоряжение Правительства Саратовской области от 29 декабря.
- План мероприятий по реализации Концепции развития системы профориентации молодежи в Саратовской области в 2021-2025 годах.
- Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
- Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных проб для обучающихся.
- Каталог Интернет–ссылок по профориентации и развитию карьеры.
- Профориентация обучающихся с ОВЗ.
Информационные ресурсы:
Областной центр по профориентационной работе (ОЦПР) https://soiro64.ru/dejatelnost/organizacionno-metodicheskaja-dejatel/proforientacija/
Проект по профориентации школьников «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/
Нижегородская академия МВД РФ (информация для абитуриентов)
Информация для выпускников, планирующих поступать в военные вузы